FAQ #2, ИГРОВАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
*ВАЖНО: данная энциклопедия не является матчастью! Вы НЕ обязаны с ней знакомиться, прежде чем начать игру. Здесь собраны данные (статьи, картинки, видеоролики), которые могут помощь желающим обогатить свой антуражный лексикон или прояснить для себя какие-то моменты. Энциклопедия содержит модели средневековых городов и домов, схемы деревень, рисунки и видео о косметике, процессе одевания, домашнем хозяйстве. Вы можете с чистой совестью играть без всех этих знаний, никто не осудит вас за то, что вы назовете платье просто платьем, выйдете из дома без вуали или как-то не так опишете доспех!
О.: Стол бедного крестьянина - каши и различные злаковые, такие как ячмень, овес, рожь, и бобовые: горох, чечевица, бобы, фасоль. Хлеб тоже входил в основной рацион, но при этом он различался своим качеством. Для бедняков это был ржаной хлеб грубого помола и всевозможные лепешки, а для богачей — пшеничный хлеб из просеянной муки.
Крайне популярна в те времена была репа. Поскольку бедняки не могли позволить себе мясо, они отлавливали для своего пропитания различных птиц, преимущественно мелких. Но здесь также есть небольшая поправка: голуби считались большим деликатесом и привилегией дворян, которые содержали целые голубятни.
Пища зажиточных земледельцев была более разнообразной. В рацион входило мясо домашних птиц, сыры и рыба, которую ловили подчас втайне в соседнем пруду.
Главным показателем зажиточности было мясо. Прежде всего — дичь, поскольку охота на нее была привилегией исключительно аристократии — это олени, лани, косули, куропатки, кабаны, зайцы, перепела, фазаны. Затем домашняя птица — гуси, цыплята, голуби. И, наконец, свиное мясо. Мясо солили, коптили и мариновали для более долгого хранения.
Рыба подавалась на стол чаще. В широком ассортименте были северная сельдь, лосось, форель, карп, угорь, щука. Знали толк в лобстерах и закусывали их моллюсками. Пиры и застолья раннего Средневековья не отличались особо изысканной кухней и этикетом.
Традиционный пир состоял из следующих этапов подачи блюд: вначале подавались легкие закуски — сыры, кислые овощи и фрукты, чтобы подготовить желудок к более тяжелой пище. Затем был овощной суп, в который добавляли кусочки хлеба и мяса. И, наконец, главным блюдом было жаркое. Жаркое подчеркивало высокий статус хозяина, ибо он владел камином и различными приспособлениями для приготовления жаркого.
К мясу традиционно подавали соусы. Основу таких соусов составляли уксус либо вино и разнообразные травы. Все это пиршество непременно сопровождалось распитием большого количества вина. По окончанию трапезы слугам дозволялось съедать со стола остатки, а то, что не доедали слуги, раздавали беднякам.
Пища на таких банкетах подавалась на тарелках и в специальных горшочках для тушения. Соотношение подаваемых тарелок к количеству гостей зачастую составляло одна к двум.
Для приема пищи использовали ложку и нож. Иногда тарелку заменял кусок ржаного хлеба, на который клалось мясо. После съедения мяса хлеб раздавался беднякам.
Вино являлось самым главным напитком для всех случаев. Дневная норма этого напитка составляла от полутора до двух литров. Сохранялось оно в то время довольно плохо, поэтому его следовало употребить в течение двух лет. Часто в вино добавляли мед, травы и ароматические вещества.
Средневековое пиво очень быстро портилось, поэтому его выпивали сразу после изготовления.
Разнообразию на королевских банкетах таких экзотических кушаний, как соловьиные язычки, верблюжьи пятки, гребни живых петухов, мозги павлинов, молоки мурен и языки фламинго, которые подавались на королевских пирах, можно позавидовать.
КартинкаГоловные уборы были высокие, сложные и самой разнообразной и странной формы. В основном это были чепцы. Женщины носили эннен (эннин) – вытянутый длинный заостренный на конце головной убор. Эннен обычно носили с платьем роб и покрывали сверху длинным прозрачным покрывалом кувр-шеф.
Ещё один головной убор – двурогий чепец – головной убор с двумя рожками по бокам, сверху на него также надевали покрывало. В Германии был популярен головной убор крузелер – полотняный чепец с частыми рядами складок-рюшей, обрамляющих лицо, плотно облегающий затылок.
Помимо чепцов носили и платки. К примеру, барбетт – платок из белого полотна, плотно окутывающий лицо, подбородок, шею и грудь и создающий большое белоснежное пространство вокруг лица.
Мужчины носили такие головные уборы, как шляпы из соломы и фетра с различной шириной полей и высотой тульи, береты, фески, бургундскую новинку шляпу шаперон (головной убор из дорогой ткани сложной драпировки в форме шляпы с длинными спускающимися концами), чалмы и тюрбаны, позаимствованные из восточной моды. Также на головы при выходе на улицу накидывали капюшон плаща.
В женской моде готического стиля идеальным считался s-образный силуэт костюма. Верхняя часть платья зрительно укорачивалась за счёт завышенной линии талии и низкого декольте.
При этом оставлять декольте открытым было непозволительно. И, к примеру, в самом модном в XIV-XV вв. платье роб декольте прикрывалось вставкой из дорогой ткани, очень часто прозрачной. Такую вставку церковники называли «дьявольское окошко». Нижняя же часть платья наоборот удлинялась за счёт многометрового шлейфа – чем длиннее шлейф платья, тем знатнее дама, надевшая его.
В период готики женщины носили киртл с длинной шнуровкой лифа и пристегивающимися рукавами. И также платье роб – платье с декольте, поясом сразу под грудью (завышенная линия талии) и широкой юбкой со шлейфом.
Рукава платьев могли быть как узкими, прикрывающими большой палец руки, так и широкими, подшитыми парчой, украшенными ажурной вырезкой в виде различных рисунков или мехом. Рукава не пришивались к платью на постоянной основе. Сначала надевали платья, затем крепились рукава к нему. Таким образом, рукава к платью и их цвет могли меняться в зависимости от настроения дамы.
КартинкаВся одежда шилась из ярких тканей – красных, синих, зеленых, жёлтых цветов. Очень часто в одежде сочетались противоположные цвета, к примеру, цвет плаща синий, а его подкладки – красный.
Сверху на платье женщины надевали сюрко, пришедшее ещё из раннего средневековья, либо упелянд – новинку готики. Сюрко – это верхняя одежда без рукавов с широкой проймой и расширенной за счёт вставных клиньев нижней частью.
Упелянд – верхняя одежда для торжественных случаев, обшитая мехом. С упеляндом носили пояса, подчёркивающие высокую линию талии. Женский упелянд был двух вариантов – широким с длинными широкими рукавами либо отрезным по талии с юбкой, состоящей из нескольких клиньев.
Мужчины позднего средневековья носили штаны-шоссы – узкие и плотно обтягивающие ноги. Шоссы – это своеобразные штаны-чулки, состоящие из двух половинок, которые привязываются к поясу. Спереди к ним крепили с помощью булавок или же тесемок кусок ткани, который назывался гульфик или же браггет.
В качестве верхней одежды мужчины носили упелянд – длиной до пола или же до колен. Упелянд надевался через голову, при этом на спине, груди и рукавах образовывалось множество складок, которые затем нашивались по фигуре и стягивались в поясе.
Помимо упелянда мужчины могли носить и пурпуэн (пурпуан) – одежда, плотно обтягивающая тело с выпуклым изгибом на груди. Зрительно пурпуэн делает плечи широкими, а талию тонкой. Рукава пурпуэна узкие. До готики пурпуэн носили в качестве нижней одежды под доспехи, да и по своей форме он напоминает именно доспехи рыцаря времен крестовых походов.
В позднее средневековье появляется такой вид мужской одежды, как жакет – короткая распашная одежда, полы которой расходятся пышной юбкой от узкой талии, стянутой поясом. Также особенностями жакета являются стоячий воротник и рукава жиго. Рукава жиго – это рукава в виде пышного буфа с разрезом для рук и длинными свисающими концами.
Одежду в основном шили из таких тканей, как парча, бархат, шёлк, шерсть, и только нижние рубахи были изо льна.
Было три вида транспорта: сухопутный, речной и морской.
На развитие сухопутного транспорта влияло состояние дорог. Большинство дорог были узкими, порой настолько, что две телеги не могли на них разъехаться. Идеальной считалась такая дорога, по которой беспрепятственно могла проехать упряжка из трёх коней. Дороги были преимущественно грунтовыми и мало чем отличались от обычных тропинок. Передвигаться ими можно было только в хорошую погоду. Зимой и во время дождей они были непроходимыми.
Основным способом транспортировки груза оставался вьючный — упакованный груз размещался на спинах животных, обычно ослов или мулов. Использовали также и телеги, запряженные сначала волами, а со временем и лошадьми. Решающую роль в использовании коней как тягловой силы сыграло появление хомута, железной подковы и дышла. Телега стала более лёгкой с изобретением колеса со спицами и железным ободом. Одновременно улучшались и пути сообщения. Всё это позволило перевозить более тяжелые грузы.
Потоки и реки порой приходилось переходить вброд. Чаще всего возводили мосты через небольшие реки. Они были преимущественно деревянными и порой настолько слабыми, что не могла проехать и телега. С проезжающих почти всегда собиралась мостовая пошлина. Бывало, местные феодалы умышленно портили дороги и мосты в своих владениях, чтобы груз падал на землю и по обычаю переходил в их собственность. Этот принцип отображен в поговорке: что с воза упало — то пропало.
Поскольку сухопутный транспорт был небезопасен, и грузы перевозили достаточно медленно, увеличивалось значение водного транспорта. Реками, их притоками и искусственными каналами на плоскодонных барках и больших баржах перевозили крупные грузы. Баржи ходили под парусами, на вёслах, при необходимости их тянули волоком. Для мелких речных переправ использовали обычные лодки. За передвижение реками также взимали пошлину.
Морской транспорт отличался от речного прежде всего своими масштабами. Морские суда двигались вдоль побережья, длительное плавание зимой считалось рискованным.
Существовали галеры, ходившие на вёслах и под парусом, а также одно-, двух- и даже трёхмачтовые корабли: галеоты, коки, караки. Такие суда вместимостью 500-600 тонн могли разместить на борту более 1000 человек. Появляются и совершенствуются корабельные приборы и приспособления: руль, компас, морские карты. Возводятся новые маяки.
Регулярной почтовой связи в период средневековья не было — письма и новости приносили послы, гонцы или вообще случайные люди. Порой важная информация приходила с большим опозданием.
Верхняя ступень в каждом государстве (не считая вольных городов, теократий и торговых республик) - правитель (король, князь, герцог)
||
||
||
\/Вассалы правителя (эрлы, ярлы, графы, бароны)
||
||
||
\/Владетельные рыцари === Благородные помещики
||
||
||
\/Помещики
||
||
||
\/Свободные крестьяне ===== Свободные горожане
||
||
||
\/Зависимые крестьяне
Ребенок не являлся «маленьким императором»: время вносило свои коррективы в его жизнь, где необходимо было быстро обучаться и вооружаться, чтобы уцелеть. При этом дети не были обделены заботой и лаской, а воспитанию уделялось не меньше внимания, чем в современном мире.
Появление ребёнка считалось высшим проявлением как женской, так и мужской сущности. Он не потребитель, а производитель: этот «дар Божий» являлся важным элементом в мире труда и власти. Настоящее семейное достояние. Большинство младенцев появлялось на свет законнорожденными, но было и немало тех, кто нарушал предписанный регламент.
Дети росли быстро и очень скоро начинали знакомится с неприятными особенностями жизни человека. До 4 или 5 лет ребёнок сталкивался с целым букетом заболеваний: это были коклюш, скарлатина, корь и оспа. К семилетнему возрасту доживали далеко не все. Последствия плохой гигиены? Отнюдь! Частая смена белья и порой ежедневное трехразовое купание — важные детали, которые подчёркивают средневековые трактаты и семейные хроники. Естественно, все обязанности по уходу за нежным существом ложились на хрупкие плечи средневековых дам. Отец же помогал своему чаду после года встать на ноги и мог успокоить вопящего соской.
Малыш имел собственный мир с игрушками, посудой, одеждой. Изображения того времени свидетельствуют о впечатляющей массе детских увеселений: восковые фигурки, бутафорская посуда, солдатики, шарики, лошадки и игрушечное оружие.
Детский возраст разделялся на два периода: infantia (младенчество, до 7 лет) и pueritia (юность, до 16−17 лет). Таким образом, общество идентифицировало юное создание и решало, можно ли продолжать ребёнку беззаботно проводить время или пора забросить игрушки и начать заниматься серьёзными делами.
Дети-мальчики благородного сословия в возрасте от 8 до 12 лет поступают в пажи и отправляются к видному вельможе - одному из родственников родителей или их друзей. В новом доме он постигает науки, а так же занимается мелкими хозйственными поручениями: помогает на кухне, прислуживает за столом, в оружейных и конюшнях. Так мальчики с самых ранних лет постигают науку управления хозяйством и правила поведения.
В 12-14 лет паж может стать оруженосцем и начать постигать воинское ремесло. Уже будучи пажом, он учится стрелять из лука и участвует в охоте, а становясь оруженосцем начинает брать уроки фехтования, владения копьем и щитом. В бою оруженосцы чаще всего остаются в тылу, чтобы следить за походным хозяйством господина и вовремя подавать новое оружие взамен сломанного, обеспечивать сохранность вещей и быт господина. Иногда оруженосец может биться и сам, но их стараются беречь.
Девочки же с 8-10 лет начинают учиться грамоте и манерам и не покидают дома до самой свадьбы или назначения в свиту вышестоящей леди. Учат их с уклоном в ведение хозяйства. В мире, где мужчины чаще всего находятся в королевских свитах, в походах и на войнах, их женам и дочерям приходится делать все, что делали они сами: следить за ведением хозяйства, уборкой полей и иногда даже за фортификацией родных домов. Малограмотной благородной девочке сложно будет устроить достойный брак. Юных леди учат также шить и вышивать. Музицирование доступно лишь самым богатым и не является обязательным навыком.
Дети же неблагородного происхождения в 8-12 лет могут поступить в ученики к ремесленнику, если у семьи хватит средств их туда пристроить. Особо богатые простолюдины изредка могут найти для сына даже место оруженосца. Девочкам везет реже, но дочь крайне богатого купца или ремесленника может стать служанкой леди, а позже - даже компаньонкой.
Брачный возраст весьма расплывчат. Большинство девочек выходят замуж в 15-17 лет, мальчики могут жениться и раньше. Случается и иначе: богатая наследница может оказаться замужней раньше, чем научится ходить. Дети появляются чуть позже - в 18-20 лет, чтобы мать успела созреть и окрепнуть, но и это не является непреложным правилом. Обычно родители не хотят раньше времени отсылать дочерей и взваливать на них ношу хозяйки и матери, боясь за их здоровье.
МечДамы и господа! Знакомьтесь — меч
Сразу разберёмся, что это такое и с чем его едят.Меч – это холодное оружие с длинным клинком (если совсем уж грубо)Ниже представлена конструкция типичного меча.
Эфес состоит из навершия, гарды и рукояти (черенка, но я не люблю это слово).
Навершие предназначено для баланса, так как меч — оружие легкое и манёвренное. Иногда им можно ударить.
Рукоять. Для чего же нужна рукоять?
Гарда (она же перекрестие) — деталь, защищающая руку владельца от вражеских ударов при парировании. Ещё она обеспечивает упор для руки при колющих ударах, предохраняя от соскальзывания руки на клинок. Иногда ею можно ударить.
Клинок — цельная деталь, что разделена на участки.
Рикассо — незаточенная часть клинка. Может служить для различных целей (фиксация в ножнах, место для парирования, место для клейма, на неё могут выноситься пальцы в некоторых видах хвата).
Дол — служит для облегчения веса меча (вдобавок является ребром жёсткости).
Лезвие — заточенная часть клинка.
Ребро жёсткости — усиление слабой части клинка. Часто его не делали, а просто продлевали дол.
Остриё — острая часть клинка, ею удобно колоть.
Мечи не могут и никогда не смогут пробивать доспехи. Мечи предназначены для успешных колющих ударов в уязвимые места латников. А поскольку полные латы носили далеко не все, то меч был отличным колющим оружием для менее защищённых врагов. К таким мечам можно отнести бастарды, клейморы, эстоки, шпаги, кончары, разнообразные эспады и скьявонески. Мечей просто море, а древо развития поражает.
Древковое оружие (копья и т.д.)Помимо мечей, Средневековье может порадовать наши глаза и другим вооружением. Мечи не были массовым оружием, а значит целую армию ими не вооружить. Да и как мечники могут противостоять коннице, что с дикой скоростью неумолимо движется навстречу? Ответ прост — древковое оружие.
Как и мечей, разновидностей древкового оружия просто тьма. Копьё, годендаг, спетум, протазан, полэкс, алебарда, бердыш, вульж, гвизарма, бек де корбин — всё это древковое оружие. И это только Европа.
Древковое оружие было распространено всегда и везде. Начиная от палеолита и заканчивая аж ХIХ столетием.
Древковое оружие условно можно разделить на две категории: рубяще-колющее и дробяще-колющее. Это довольно тяжёлое и дизбалансное оружие, так как вес сконцентрирован на одной стороне древка. Но от этого значительно возрастает наносимый урон. Оружие прекрасно зарекомендовало себя в эпоху Высокого Средневековья.
Гвизармой, например, можно поддевать щиты врагов, крюком гвизармы можно перерезать сухожилья лошади, а можно и всадника стащить, а затем добить лежачего. Да, соглашусь, это не очень красиво, однако это война.
Алебардой можно эффективно колоть или рубить, к тому же она проста в производстве. Намного легче сделать четыре алебарды, чем один хороший меч. Из дробяще-колющего хорошим примером может послужить бек де корбин или люцернский молот.
Сторона с молотом необязательно была корончатой, как на фото. Часто делали обычный молот. Оружие обладало прекрасными характеристиками. Оно отлично колет, ошеломляет латников и дробит кости менее бронированным солдатам. Оружие очень прочное и чтобы сломать его, нужно ещё постараться. Но есть и минус: люцернхаммер легко может застрять в щите.
Универсальным оружием является полэкс. Это вам и молот, и алебарда, и копьё. Имеется даже защита руки в виде ронделя, надетого на древко. Он может спасти жизнь, если враг подошел слишком близко.
Самым простым древковым оружием дробяще-колющего воздействия можно назвать годендаг — «добрый день» с нидерландского. Таким встречали конницу (отсюда и название). Четырёхгранный или конический шип легко проходил сквозь кольчугу, а широким кольцом оковки можно было бить.
Дробящее оружиеДробящее одноручное оружие
К ним мы может отнести клевцы, перначи, шестоперы, булавы, моргенштерны и даже топоры.
Топоры известны нам с древнейших времен, они же активно использовались и в Средние Века. Служили основным оружием пехоты или вспомогательным для кавалеристов. Будучи преимущественно рубящим оружием, в ряде случаев не могут пробить хорошую кольчугу (под словом «хорошая» я имею ввиду клёпаную).
Но это совсем не значит, что счастливчику, попавшему под топор, ничего не грозит. Из-за сконцентрированной массы на конце древка человек получит колоссальные повреждения костей и внутренних органов. Хотя с виду вроде как с ним ничего и не произошло. Всё это касается и исключительно дробящего оружия. Если бы я был пехотинцем и сражался в Столетней Войне, то наверняка взял бы с собой связку щит-клевец.
Клевец — это такой вид боевого молота с клювовидным шипом с обратной стороны. Имел длину от 60 до 80 см с массой полтора килограмма. Что интересно — мог иметь цельнометаллическую рукоять. В таком случае сломать это оружие в бою было невозможно. Клевцы были распространены по всей Европе, особенно ценились в восточной её части. Со временем переросли в атрибут воинского начальства вместе с булавой.
Есть и коварный недостаток — как и в случае с люцерхаммером, клевец может застрять в щите или в теле поверженного врага. Если это была не дуэль, а масштабное побоище, то у меня плохие новости.
Булава, шестопер и моргенштерн — родственники. Все они предназначены для нанесения дробящего типа урона. Единственное, что шестопер и моргенштерн оснащены выступами — «перьями» и шипами соответсвенно, для большего давления на единицу площади. У моргенштерна есть и цепочная разновидность, которая потом переросла в отдельное оружие — кистень. По сути тот же шипастый шар, но уже на цепи, другой конец которой соединён с кистинищем — длинной рукояткой.
Мифы об оружииЗаблуждения и мифы
Миф первый — оружие было тяжёлым
Я помню, как ещё лет 10 назад смотрел передачу под названием «Форт Боярд». Там было испытание, где нужно было перерубить канат тупым и несбалансированным мечом. Он весил килограмм 8-10. Я тогда посчитал, что всё оружие было таким, а люди в прошлом были сверхсильными. На самом деле, всё оказалось куда проще. Вес одноручных-полуторных мечей редко когда превышал 2 кг. Этого может показаться мало, но лишь на первый взгляд. Вы попробуйте пофехтовать таким в течении часа — руки отвалятся. У меня есть сабля, её вес 1,5 кг. Спустя час тренировок она ощущается гирей.Двуручные мечи весили от 2,3 до 4 кг — и это максимум! То есть самые массивные цвайхандры с кольцами на гарде не превышали веса в 4 кг. Единственным исключением является меч Большого Пьера или как его звали официально — Пьер Герлофс Дониа. Это был фризский пират, который жил в 15-16 столетии. Похоже, что парень болел гигантизмом и нормальное оружие ему не подходило.
Согласно легенде, немецкие ландскнехты везли в Фрисландию меч-знамя. Захваченный повстанцами, меч был передан Пьеру и тот стал использовать его как оружие. Этот меч существует. Хранится он в музее города Леуварден Фризия, что в Нидерландах. Длина меча 215 см, а вес 6,6 кг!
Что касается древкового оружия, то самые тяжёлые алебарды весили до 4,5 кг.
Одноручное дробящее оружие (клевцы, булавы, шестоперы) 1-1,7 кг.Миф второй — «кровосток»
Какой кровосток? Кто это придумал? То есть человек, придумавший это, хотел сказать, что воин, проткнувший другого воина мечом, просто будет стоять и ждать, пока с того не вытечет вся кровь? И в это время никто не имеет права подойти и помешать? Дол, это дол. Как я уже говорил — это углубление по длине клинка для облегчение веса и придания ему прочности.Миф третий — мечи были очень острыми
После первого же сражения любое рубящее оружие сильно теряет в остроте. Это касается в первую очередь мечей Европы. Так как битвы часто велись против солдат, имеющих по крайней мере кольчугу, то лезвие, сталкиваясь с ней, быстро тупилось, и рубящие удары постепенно превращались в дробящие. Это хорошо видно на видео. Это были всего несколько ударов. А теперь представьте, что вы нанесли несколько сотен.Нет вопросов! Меч можно наточить до бритвенной остроты, но стоит смириться с тем, что оставаться таким он будет совсем недолго.
Миф четвертый — оружие в двух руках
Скорее всего, этот миф возник на фоне таких сцен, как показали в Игре Престолов, где Меч Зари сражается сразу двумя мечами.На самом же деле в основных европейских школах фехтования такого нет. Мечи в обеих руках будут сильно мешать друг другу. Идеальная связка — меч и щит. Исключением может являться рапира в правой руке и дага в левой. Но это уже и не Средние Века, техника боя совершенно другая, да и сама дага служит лишь парирующим кинжалом.
Ссылка на блог об оружии, доспехах и т.д., включает в том числе разборы сериальных доспехов
Видео на русском языке о музыкальных инструментах высокого средневековья, примеры звучания, примеры игрыРазновидности музыкальных инструментов Средних Веков
В Средние Века существовало множество музыкальных инструментов, которые можно классифицировать следующим образом:
Духовые — инструменты, в которые надо было дуть, как в трубы или волынки
Струнные — инструменты, звук из которых извлекался при помощи смычка (смычковые) или пальцев (щипковые)Ударные — различные формы барабанов и колоколов
Струнные музыкальные инструменты в Средние Века
Арфа – была любимым инструментом трубадуров и менестрелей и составляла около 30 дюймов в длину
Скрипка — существовали различные средневековые скрипки, на которых играли смычком или щипками пальцев; обычно они удерживались подбородком или размещались на сгибе руки. Скрипки было легче всего носить с собой, поэтому они были одними из самых популярных уличных музыкальных инструментов.
Ребек — старинная трехструнная скрипка была инструментом с круглым грушевидным корпусом, таким же, как у ранних скрипок.
Гусли — средневековый музыкальный инструмент, представлявший собой нечто среднее между арфой и гитарой.
Дульцимер – мог иметь различную форму (каплевидную, песочных часов, трапециевидную и др.).
Шарманка — появилась в Англии в XII веке – смычок был заменен барабаном, вращавшимся при помощи ручки.
Виола – на ней играли смычком и держали на коленях или между ног.
Духовые музыкальные инструменты в Средние Века
Флейта – была похожа на нашу современную флейту (примерно такую же можно найти в музыкальном магазине muzmagazin.ru). Такие музыкальные инструменты использовали средневековые менестрели.
Труба — длинный инструмент из металла, часто состоявший из четырех частей — часто ассоциируется с фанфарами и конкурсы
Дудка — была основным инструментом, обычно имеющим лишь три отверстия для извлечения мелодии.
Блокфлейта — также была одним из основных инструментов с пальцевыми отверстиями.
Волынка — древний инструмент, использовавшийся беднейшими слоями населения и изготавливавшийся из козьей или овечьей кожи и свирели.
Ударные музыкальные инструменты в Средние Века
Барабан — первоначально изготавливались из полого ствола дерева, глины или металла и покрывались шкурами водных животных.
Тарелка — тонкие металлические круглые вогнутые пластины.
Треугольник — музыкальный инструмент, появившийся в XIV веке.
Бубен — этот музыкальный инструмент, традиционно использовавшийся женщинами.
Существуют золотые, серебряные и медные монеты.
1 золотая монета = 250 серебряных
На медяк можно купить самую дешевую колбаску и рог эля, на серебряную монету — плотно поужинать в придорожном трактире, и ещё останется пригоршня медяков в качестве сдачи.
Новый полный комплект рыцарских доспехов — длинная кольчуга, латный воротник, рукавицы и шлем — стоит у хорошего кузнеца 800 серебряных монет и больше; старые изношенные доспехи межевого рыцаря можно продать за 200 серебряных.
Верховая лошадь (не боевой конь) стоит от 750 серебряных до полутора тысяч.
Тридцать золотых для небогатого человека, например, певца — целое состояние, на эти деньги можно вести полную удовольствий жизнь. Даже десять золотых можно назвать «целым состоянием».
Сто золотых — хороший выкуп за рыцаря, а триста — за дочь лорда.